Три фильма о технических хитростях рисования маслом
12 июня 2014 г.
Я пару лет как увлёкся рисование маслом, и разумеется стал смотреть, всё что есть по этой теме. Неожиданно для себя наткнулся на пласт обучающих материалов, посвященных тому как же так реалистично рисовали раньше, когда не было фотоаппаратов. Чего и стоило ожидать, всё сводится к набору технических приёмов, которые при определенном опыте доступны каждому. Единственно что отличает все эти способы — нужна уйма времени.
Метод Кардера
Фильм «The Carder Method» о том как скопировать из реальности. Автор-художник делает чёрную студию с постоянно выставленным светом, в которой ставит композицию. Потом берёт инструмент для преобразования пропорций и переносит все размеры: две палочки, по середине гвоздик, на вытянутой руке одним концом меряет, потом прикладывает другими концами к холсту и намечает. Дальше набирает палитру и рисует с помощью инструмента для сравнивания цвета. Чёрная шайба с перпендикулярно приделанной палочкой. На палочку наносит краску, направляет на композицию и смотрит сквозь шайбу. Сквозь шайбу видно цвет на палочке и цвет на композиции, чёрная шайба как прицел, скрывает соседние области. Таким скучным образом подбирает нужные цвета на нужных местах и наносит их на холст.
Портрет Анны
Второй фильм «Portrait of Anna» о том как реалистично передать кожу человека. Для этого надо рисовать в несколькими слоями (и ждать когда каждый высохнет). Поскольку краски просвечивают, то каждый слой будет просвечивать по своему. От этого появляется эффект живой плоти, подобный тому тому что над костями и слоем мяса у нас жёлтая кожа, в которой кровеносные сосуды. В фильме делают эскиз, потом прикидывают насыщенность подмалёвком, потом поверх рисуют чёрно-белое изображение (гризаль), потом его раскрашивают несколько раз, и заканчивают деталями. Тоже очень скучно смотреть.
Вермеер Тима
Третий фильм «Tim’s Vermeer» о том как инженер, работающий с фокусниками, разгадал и повторил способ съема изображения с помощью линзы, собирающего зеркала и зеркала над холстом, как делал Ян Вермеер в 17 веке (может разгадал, но вот не совсем повторил — известно, что Вермеер тоже делал сперва гризаль, а потом раскрашивал). Суть в том, что свет от композиции проходит через линзу, отражается в собирающем зеркале и падает на маленькое зеркальце закреплённое над лежащим ниже холстом. Таким образом получается глядя в полглаза на композицию, которую видно в маленьком зеркале, срисовывать цвета и объекты на холст (но приходится работать с лежащим на столе холстом и сбоку). Это динамичный и не скучный фильм, вовсе не о технике рисунка, а о том как главный герой заморочился. Меня удивило, что герой совсем не пробовал камеру-люциду, и что ещё в конце не сравнил оригинал и копию.