Восприятие автомобилей

Я не любитель автомобилей. Точнее мне они без разницы, я их воспринимаю не так как автолюбители. Я знаю что использование автомобилей приносит множество травм и смертей в целом, а в частности они создают владельцу множество проблем. Мой любимый анекдот:

— Наконец-то купил машину!
— Поздравляю, ну как?
— Теперь всё успеваю: заправиться, на ТО съездить, страховку оформить!

Я прекрасно понимаю и положительно отношусь к роли автомобилей в мире — без них не было бы товарооборота, путешествий, они экономят время. Понимаю, что терпя определенные недостатки они дают массу преимуществ. Но так сложился мой круг интересов, что моя жизнь не связана с ездой, эту функцию я легко перекладываю на доставку и такси. И как объекты автомобили мне не интересны, как кому-то не интересны гаджеты или картины. При этом вокруг меня множество людей которым нравятся машины, они в них играют с детства, потом покупали первую, потом меняют на желанную, не устают обсуждать их в зрелом возрасте, и знают всё про все машины и что там в них внутри. Например, считают обычным умение отличать марки машин по форме задних фонарей.

Я недавно начал делать игру про машинки и обнаружил, что моё восприятие от автомобилей совершенно не такое. Машинки очень удобный объект для игровой интерпретации поскольку это завязка на аркадную скорость, кастомизацию, понятная модель ожидания, никому не надо объяснять про что это. Машинки любит множество людей. Единственное чего не хватает машинкам с позиции создания образа — персонификации. Но я не про игру, а про то что я обнаружил, когда стал смотреть в мир авто из своих интересов. Расскажу, как выглядит автомобиль для меня.

Во-первых, у абсолютного большинства 4+2N колеса, в смысле что 4, а не 3, минимальное удобное число колёс в использовании и обслуживании. Колёса нужны чтобы катится по дороге. Чтобы приводить колёса в движения есть мотор, который потребляет бензин из бензобака, и заводится от аккумулятора. Чтобы управлять машиной есть два интерфейса: руль, чтобы поворачивать колёса по одной оси, и коробка передач чтобы контролировать скорость вращения колёс по другой оси. Это минимум который составляет конструкцию автомобиля, обеспечивая его основную базовую функцию — передвижение.

Во-вторых, Базовой функцией обязан обладать любой автомобиль, и если он не едет, то это металлолом а не автомобиль.

В-третьих, автолюбители любят автомобили не за то что они обладают базовой функцией, а за то чем они обладают ещё. И вот за этим «ещё» скрывается целый мир красоты и комфорта который ради денег возводят производители, маркетологи и продавцы. Что же там?

  1. Внешнее удобство
  2. Внутреннее удобство
  3. Внешний вид
  4. Внутренний вид

 

Подробнее по пунктам:

  1. Внешнее удобство

    Основным внешним удобством является информирование окружающих о себе, для собственной безопасности, с помощью освещения. У автомобиля невероятное количество фонарей снаружи, и всё парное! Передние фары дальнего света, ближнего света, противотуманные фары, передние поворотники, передние габаритные огни, боковые фонари, задние фонари, задние стоп-сигналы, центральный стоп-сигнал, задние указатели поворотов, задние габаритные огни. И это только необходимый минимум. Автомобиль — это целая люстра на колёсиках!

  2. Внутреннее удобство

    В машине приятнее находится когда в ней уютно: тепло и приятно сидеть . Поэтому, кроме кресел, одним из основных устройств внутреннего удобства является кондиционер. Сегодня у большинства современных машин ручек, кнопок и крутилок для управления ездой порой меньше, чем ручек, кнопок и крутилок кондиционера: способ забора воздуха, способ конвекции, температура спереди, температура сзади, управление шторками по всему салону. Сюда же относится и управление окнами. Автомобиль — это целый кондиционер на колёсиках!

  3. Внешний вид

    Внешний вид автомобиля определяется корпусом. Удивительно, что автолюбители различают мельчайшие изменения среди множества деталей корпуса. Например, панель между передних фар современных машин должна показывать принадлежность к модельной линии производителя, то есть должна напоминать старые модели, когда между фарами ещё вставляли декоративную решетку перед радиатором. Аналогичные нюансы можно определить в линейке и среди самих фар, и характерных изгибов панелей корпуса, и посадки колёс и многого другого. Всё это умножено на количество цветов. Автомобиль — визуальный фетиш, который оседлали производители.

  4. Внутренний вид

    Внутреннее оформление, это самая мякотка Дизайна. Оформление салона автомобилей это следствие высокой функциональности. Всё множество функций прошло естественный конкурентный отбор через призму бюджета (как бюджета создания, так и бюджета пространства, бюджета необходимости). Именно благодаря высокой конкуренции среди производителей, в условиях равного бюджета, отчётливо видно, что пользовательские предпочтения в оформлении салона находятся ниже, чем предпочтения производителя в дизайне салона (сумме: подачи функций салона и оформления салона). А уж само персональное оформление отдаётся полностью в руки автовладельцам. Автомобиль — пример среды высокой конкуренции функционального дизайна.

Итого, автомобиль это отличный пример, как на базе основной функции вырастает индустрия продажи красоты и комфорта. То же, что давным-давно случалось с личными часами, а в начале 21 века случилось с телефоном.

Из того что автомобилисты вовлечены в эту индустрию моды видно откуда растут ноги у печального факта, что у автомобилистов искажена система ценностей. Например, когда речь заходит о безопасности конструкции в разговор вплывают размышления о подушках безопасности и ремнях из рекламных текстов, но при этом никто не знает из каких марок сталей сделаны каркасные элементы или какие характеристики прочность на удар у корпуса — то о чём не пишут в автомобильных обзорах, потому что обходят стороной этот скользкий и высокобюджетный вопрос. Или высмеивают японские автомобили кей-кары, которые представляют из себя пример эффективного дизайна в жёстких рамках, при том что отечественные реалии формируют те же ограничения, но принять их у наших автомобилистов нет воли. Или гордятся большой вместительностью личного транспорта, при том что за меньшие деньги можно было бы купить более вместительный грузовичок. Деньги у автолюбителей в целом печальная тема, например, ещё автолюбители теряют волю продолжать разговор при обсуждении общей стоимости езды на личном авто в сравнении с тем же пробегом на соответствующем такси.