Как Google и Facebook
3 июня 2019 г.
Сегодня новости пестрят заголовками о сбое в работе сервисов на Google Cloud: Vimeo, Gmail, Discord и других. Можно заметить, что на горизонте складывается интересная и опасная ситуация вокруг гиганта — компания замыкает на себе настолько много ресурсов и все они настолько завязаны с нашей жизнью, что их неработоспособность не просто доставляет неудобство, а может причинить ущерб экономике, если авария будет значительной. И чем больше будет монополия Гугла в дальнейшем, тем крупнее может быть эффект. Такое когда-нибудь обязательно произойдёт, вопрос только когда.
Наше государство не может позволить себе отказаться от сервисов Гугла — в России сделана огромная ставка на их технологии. Наша страна очень продвинута в плане айти, и информационные технологии очень сильно вошли в жизнь как госслужб так и простых людей. Госуслуги, Добродел, Мосэнергосбыт, Мособлгаз — работа с этими сервисами во многом выстроена через онлайн. Самой распространенной мобильной платформой является Андройд, а значит доступ граждан к службам государства зависит и от мощностей Гугла.
Любопытно, что пока в нашем удивительном «мире наоборот» такая монополия существует это позволяет неугодным государству проектам оставаться в интернете. Речь не только о доступе к сервису Телеграма, но и о просто сайтах на любых движках. Вот, несколько, примеров:
- Сайт МБХ-медиа, сайт на WordPress https://mbk-news.appspot.com
- Новостной портал Грани.ру, самописный https://grani-ru-org.appspot.com
- Умное голосвание Навального, статика на множестве технологий https://vote2019.appspot.com
- Пиратская библиотека Флибуста, сайт на Drupal https://flibusta.appspot.com
Эти проекты были запрещены Роскомнадзором по своим оригинальным доменным именам, но нашли существование под крылом appspot.com, домене Google App Engine. То есть монополия и принадлежность к иностранному государству даёт информационным ресурсам оставаться доступными для простых пользователей, без использования VPN.
Стоит отметить что с Facebook происходит нечто подобное. Статистика показывает, что пользоваться VK некоторым гражданам становится опасно — за высказывания, фотографии и репосты возникло множество реальных приговоров, просто потому что соцсеть помогает созданию таких дел. Писать посты в ФБ, судя по всему, пока безопаснее — компания находится в США, и вести работу следствию на основе её материалов намного сложнее. Тут стоит напомнить, что и WhatsApp и Instagram принадлежат Фэйсбуку, и при этом являются одними из самых популярных сервисов общения в России. Это может не монополия, но огромный сегмент социального общения, который может стать ею.
И Гугл и Фэйсбук становятся крупнее с каждым годом. Не исключаю, что уже сегодня в силах этих компаний влиять на мировую политическую обстановку лишь правилами поисковой выдачи для определенных аудиторий. Ведь информационный таргетинг, по сути, одна из самых основных и проработанных технологий у обоих китов. И, возможно, только фундаментальная необходимость в доверии пользователей выступает механизмом сдержек и противовесов. Хотя, может и нет — если мы не знаем что это происходит, не значит что этого нет.
Уверен, что в далеком будущем главенство в интернете будет более важным чем в реальном, и крупные компании возьмут на себя роли которые сейчас имеют государства — будут строить города, принимать законы, защищать себя оружием и определять мировую экономику.